Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей.
Христианство появилось в Армении во
II-III в., став в начале IV в. (301 г.) государственной религией.По
преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и
проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые
христианские общины, которые распространились во II-III вв. Христиане
часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали
преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к
эллино-римскому политеизму.
Благодаря проповедям св. Григория
Просветителя (302-326) - по имени которого Армянская Апостольская
Церковь часто именуется Армяно-Григорианской v армянский царь Тиридат
III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство
провозглашается официальной государственной религией.
Предание повествует о том, что св.
Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым
молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская
церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным,
был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает "Сошел
Единородный", то есть Иисус Христос.
До середины V в. Армянская Апостольская
Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской
Церкви. Однако, стремясь упрочить свою независимость от Византии и не
признав решений IV (Халкидонского) Вселенского Собора (451 г.),
Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и
от Западной Церкви.
Таким образом, Армянская Апостольская
Церковь принадлежит к семье так называемых нехалкидонских Церквей, к
которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую,
Эфиопскую и Маланкарскую (Индия) Церкви.
Географически Армянская Апостольская
Церковь распространена по всему миру, но едина в своих вероучительных
установках. Под влиянием политических и экономических факторов часть
армянского населения начиная с IX века была вынуждена периодически
покидать страну и искать убежища в зарубежных странах.
Таким образом, вследствие исторических
условий в Армянской Апостольской Церкви образовались Иерусалимский и
Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом
Киликии), который в настоящее время находится в Антилии (Ливан). Эти
три архиерейские кафедры в "духовном отношении" находятся в юрисдикции
Престола Церкви-Матери Эчмиадзина, но пользуются внутренней
административной автономией.
В юрисдикции Иерусалимского Патриархата
находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции
Константинопольского Патриархата v приходы Турции и острова Крит; в
Католикосат Великого Дома Киликии входят епархии Ливана, Сирии и Кипра.
Помимо своих канонических территорий,
каждая кафедра имеет свои приходы и церковно-административные структуры
и в других местах проживания армянской диаспоры (в т. ч. в Западной
Европе, Северной и Южной Америке и др.)
Главой Армянской Апостольской Церкви
является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время -
Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его
также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского
Общенационального Престола Церкви-Матери. Он v верховный духовный глава
всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее
богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических
пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской
Церковью.
Духовным и административным центром
Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой
Эчмиадзин v Католикосат всех армян, основанный в 301 году. Здесь же с
VII в.- существуют два монастыря v Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ, являющиеся
классическими памятниками армянской архитектуры. В Эчмиадзине также
располагаются Духовная академия и семинария. В прошлом в Духовной
академии обучался ряд выдающихся деятелей армянской культуры. В
настоящее время в академии и семинарии обучаются около 100 студентов, в
том числе из-за рубежа. По окончании обучения они могут стать либо
"белым" духовенством, либо принять монашество.
Помимо теологических предметов они
подробно изучают арменологию, иностранные языки и получают всестороннее
общее образование. Студентам, которые после окончания семинарии
проявили желание и способность к дальнейшему обучению, предоставляется
возможность продолжать теологическую подготовку в некоторых известных
высших учебных заведениях в Европе и США.
Армянская Апостольская Церковь издает
журнал "Эчмиадзин". Он был учрежден в 1945 г. Как продолжение журнала
"Арарат", прекратившего свое существование в 1919 г., "Эчмиадзин"
является официальным ежемесячником. Он играет главную роль в
координации деятельности Армянской Церкви в различных ее епархиях.
Церковь издает также богослужебные книги, духовно-нравственную и
историко-церковную литературу. Ведет эту работу специально созданный
издательский отдел.
На территории бывшего СССР имеется 11
епископов и 120 священников Армянской Апостольской Церкви, действуют 62
ее общины. Большая часть их (37 общин) находится в Армении. Остальные v
в России и Грузии. 6 епархий Армянской Апостольской Церкви v
Араратская, Ширакская, Гугарская и Сюминская v находятся на территории
Армении и 3 епархии v Ново-Нахичеванская и Российская, Грузинская и
Арцахская v за ее пределами. Из-за массовых выездов армянского
населения из Азербайджана прекратила свою деятельность Бакинская
епархия.
Армянская Церковь принимает активное
участие в международном экуменическом движении, вносит вклад в движение
за мир и а решение других современных проблем. Проводит
благотворительную деятельность, оказывает помощь пострадавшим в районах
бедствий, детским домам, престарелым людям, инвалидам и беженцам.
О Католикосе
Католикос
является духовным предводителем всего армянского народа,
Пастыреначальником и Патриархом рассеянных по всему миру около 9 млн.
армян чад Армянской Церкви.
В иерархии Армянской Апостольской
Церкви глава Церкви — Католикос (от греческого katholikos - всеобщий) —
стоит на ступень выше епископов, он принимает рукоположение и
миропомазание от 12 епископов.
Святейший Верховный Патриарх и
Католикос всех армян представляет высшую централизованную церковную
власть Армянской Церкви, осуществляет надзор над всеми церковными
установлениями, является хранителем догматического учения и блюстителем
правой веры и церковного благочестия, главным законодателем и верховным
судьей. В Армянской Церкви Католикос избирается пожизненно. Избрание
Католикоса осуществляется Национально-Церковным Собором, высшим органом
Армянской Церкви, который созывается в Первопрестольном Эчмиадзине. В
компетенции Собора также находятся вопросы церковного законодательства
и канонов, изменение обычаев и обрядов, высший надзор за управлением и
иерархическим устройством. Собор состоит как из духовенства, так и из
мирян, представляющих все церковные епархии и общины Армянской Церкви
во всём мире. Обычно на Соборе присутствуют от 300 до 400
представителей. Как правило, Католикоса избирают из числа епископов.
Выборы разделены на два этапа. На первом - тайным голосованием, по
большинству поданных голосов, избираются пять епископов, претендентов
на сан католикоса. На втором этапе, тайным же голосованием, происходят
выборы католикоса из числа ранее избранных пяти епископов. Ныне на
Эчмиадзинском Престоле 132 преемник Св. Григория Просветителя Католикос
Гарегин II, избранный 27 октября 1999 года. При католикосе действует
Верховный Духовный Совет в настоящее время состоит из 2 Патриархов, 10
архиепископов, 4 епископов и 5 мирян.
Официальный титул католикоса: Его
Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян. В официальных
документах, каковыми являются Кондаки, полностью титул звучит следующим
образом: «Гарегин II Раб Иисуса Христа, милостию Божиею и волею народа,
Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного
первочтимого Араратского Престола Апостольской Церкви Первопрестольного
святого кафедрального Эчмиадзина». Помимо титула знаками отличия
Католикоса всех армян являются герб, печать, покрывало с изображением
Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры
(почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), бриллиантовый
крест на клобуке.
-
Все Каталикосы Армянской Апостольской Церкви
1.Св. Григорий I, Просветитель 302-325 2. Св. Аристакес I 325-333 3. Св. Вртанес I 333-341 4. Св. Иусик I 341-347 5. Парен I 348-352 6. Св. Нерсес I 353-373 7. Шаак I 373-377 8. Завен I 377-381 9. Аспуракес I 381-386 10. Св.Саак I 387-436 11. Св. Овсеп I 437-452 12. Мелитэ I 452-456 13. МовсесI 456-461 14. Св.ГютI 461-478 15. Св. Ованес I 478-490 16. Бабкен I 490-516 17. Самвел I 516-526 18. МушеI 526-534 19. Саак II 534-539 20. Кристофор I 539-545 21. Гевонд I 545-548 22. Нерсес II 548-557 23. Ованес II 557-574 24. Мовсес II 574-604 25. Абраам I 607-615 26. Комитас I 615-628 27. Кристофор II 628-630 28. Езр I 630-641 29. Нерсес III 641-661 30. Анастас I 661-667 31. Исраел I 667-677 32. Саак III 677-703 ЗЗ. Егиа I 703-717 34. Ованес III 717-728 35. Давид I 728-741 З6. Трдат I 741-764 37. Трдат II 764-767 38. Сион I 767-775 39. Есаи I 775-788 40. Степанос I 788-790 41. Оваб I 790-791 42. Согомон I 791-792 43. Геворк I 792-795 44. Овсеп II 795-806 45. Давид II 806-833 46. Ованес IV 833-855 47. Закария I 855-876 48. Геворк II 877-897 49. Маштоц 1 897-898 50. Ованес V 898-929 51. Степанос II 929-930 52. Теодорос I 930-941 53. Егише I 941-946 54. Ананиа I 946-968 55. Ваан I 968-969 56. Степанос III 969-972 57. Хачик I 973-992 58. Саркис I 992-1019 59. Петрос I 1019-1058 60. Хачик II 1058-1065 61. Григор II 1066-1105 62. Барсег I 1105-1113 63. Григор III 1113-1166 64. Hepcec IV 1166-1173 65. Григор IV 1173-1193 66. ГригopV 1193-1194 67. Григор VI 1194-1203 68. Ованес VI 1203-1221 69. Константин I 1221-1267 70. Акоп I 1268-1286 71. Константин II 1286-1289 72. Степанос IV 1290-1293 73. Григор VII 1293-1307 74. Константин III 1307-1322 75. Константин IV 1323-1326 76. Акоп II 1327-1341 (вновь занял кафедру) 1355-1359 77. Мхитар I 1341-1355 78. Mecpon I 1359-1372 79. Константин V 1372-1374 80. Погос I 1374-1382 81. Теодорос II 1382-1392 82. Карапет I 1393-1404 83. Акоп III 1404-1411 84. Григор VIII 1411-1418 85. Погос II 1418-1430 86. Константин VI 1430-1439 87. Григор IХ 1439-1441 88. Киракос I 1441-1443 89. Григор X 1443-1465 90. Аристакес II 1465-1469 91. Саркис II 1469-1474 92. Ованес VII 1474-1484 93. Саркис III 1484-1515 94. 3акария II 1515-1520 95. Capкис IV 1520-1536 96. ГригорХI 1536-1545 97. Степанос V 1545-1567 98. Микаел I 1567-1576 99. Григор XII 1576-1590 100. Давид IV 1590-1629 101. Мовсес III 1629-1632 102. Пилипос I 1633-1655 103. Aкоп VII 1655-1680 104. Егиазар I 1681-1691 105. Наапет I 1691-1705 106. Александр I 1706-1714 107. Аствацатур I 1715-1725 108. Карапет II 1726-1729 109. Абраам II 1730-1734 110. Абраам III 1734-1737 111. Лазар I 1737-1751 112. Минас I 1751-1753 113. Александр II 1753-1755 114. Акоп V 1759-1763 115. Семён I 1763-1780 116. Гукас I 1780-1799 117. Давид V 1801-1807 118. Даниел I 1807-1808 119. Епрем I 1809-1830 120. Ованес VIII 1831-1842 121. Hepcec V 1843-1857 122. Матевос I 1858-1865 123. Геворк IV 1866-1882 124. Макар I 1885-1891 125. Мкртич I (Хримян Айрик) 1892-1907 126. Матевос II 1908-1910 127. Геворк V 1911-1930 128. Хорен I 1932-1938 129. Геворк VI 1945-1954 130. Вазген I 1955-1994 131. Гарегин I 1995-1999 132. Гарегин II 1999
В России Армянская
Апостольская Церковь представлена Ново-Нахичеванской и Российской
епархией с центром в Москве. В ее состав входят около 40 общин, 27 из
которых находятся непосредственно на территории России.
Католикос всех армян Вазген I
Палчян Левон Карапет Абрамович.
Родился 27 сентября 1908 года в Румынии. В 1943 году принял монашество и сан архимандрита, с 1951 года - епископ.
Позднее - глава армянской церкви в Румынии и Болгарии.
29 сентября 1955 года был избран Патриархом и Католикосом всех армян, став 130-м главой Армянской Григорианской Церкви.
Верховный Патриарх и Католикос всех
армян, глава одной из древнейших Церквей мира - Армянской Апостольской
Церкви. Крупнейший духовный и национальный деятель эпохи Советской
Армении. Покровитель, тонкий и глубокий знаток искусства. Благодаря его
Пастырской опёке для мира были спасены и отданы в дар многие выдающиеся
явления современной армянской культуры.
Более того, благодаря ему был спасён
целый пласт армянской культуры - пласт духовной культуры, тесно и
неразрывно связанный с национальной христианской традицией, заложенной
святыми Месропом и Сааком, продолженной Сюнеци, Нарекаци, Пахлавуни
и Шнорали, венцом которой явился Комитас.
Вазген I не только не дал умереть
этой Великой Духовной Цивилизации, он сумел продолжить её развитие и
передать нам - её современным наследникам.
Вазген I один из самых первых кто
поддержал идею создания профессионального армянского камерного хора в
Москве, благословил всех организаторов и участников, дал высокую
оценку его исполнительскому искусству. Выделил из фондов Святого
Эчмиадзина значительную денежную сумму на поддержку коллектива,
явившись одним из первых спонсоров хора. Вплоть до своей кончины
активно поддерживал его деятельность.
После смерти Католикоса всех армян Вазгена I 18 августа 1994 года началась подготовка к выборам нового Католикоса.
Армянская Церковь разделилась по
отношению к советской власти в конце 50-х годов. Антилия (Киликия)
отделилась и начала утверждать свои епархии в Эчмиадзинских епархиях -
в основном в диаспоре (США, Канада, Франция).
Сейчас Армянская Церковь продолжает
оставаться разделенной на 2 части - Эчмиадзинскую и Киликийскую,
имеющую попрежнему большое влияние в диаспоре.
Однако за последние годы благодаря
усилиям Католикоса всех армян Вазгена I (Эчмиадзин) и Католикоса
Гарегина II (Киликия) между двумя епархиями началось сближение.
Действующий Патриарх и Католикос всех армян, глава Армянской Апостольской Церкви.
Гарегин II (Нерсесян)
Род. в 1951 г. в с. Воскехат Эчмиадзинского района
Армянской ССР. В 1965 г. поступил в богословскую семинарию Престола
Церкви-Матери Эмиадзина, которую закончил в 1971 г. , в дальнейшем
работал преподавателем в той же семинарии.
В 1970 г. был рукоположен в дьяконы,
а в 1972 г. - в сан священника. По указанию Патриарха и Католикоса
Вазгена I выехал в Вену для продолжения богословского образования.
В 1975 г. по указанию Католикоса
Вазгена I выехал в Германию, где служил в чине духовного пастыря и
продолжал богословское образование в Боннском университете.
В 1979 г. вернулся в Эчмиадзин,
впоследствии выехал в Загорск, где учился в аспирантуре при Московской
духовной академии Русской Православной Церкви.
В марте 1980 г., в годы патриаршества
Католикоса всех армян Гарегина I, архиепископ Гарегин Нерсесян был
назначен главным викарием Католикоса всех армян, которым оставался до 4
июля 1999 г.
27 октября 1999 г., после смерти
Католикоса Гарегина I, Национальный Церковный собор (высший орган
управления) Армянской Апостольской Церкви избрал архиепископа Гарегина
Нерсесяна 132-м Патриархом и Католикосом всех армян.
Является членом Верховного духовного совета, члены которого избираются собором.
Армянская Апостольская Церковь в Российской Федерации
Главой епархии является патриарший
Экзарх (в настоящее время v епископ Езрас Нерсисян), являющийся также
Ростовским викарием. При нем действует Епархиальный совет, в который
помимо духовных лиц входят видные деятели культуры. Адрес: г. Москва,
переулок Чернышевского, д. 6 стр. 2; телефон: 284-52-47.
В каноническом подчинении этой
епархии находятся также армянские церковные общины некоторых стран,
возникших на территории бывшего СССР: Украины (Львов, Ялта), Молдовы
(Кишинев), Узбекистана (Самарканд). Кроме того, планируется
строительство армянского храма в Латвии (Рига).
В составе Ново-Нахичеванской и
Российской епархии три викариата: Северо-Кавказский (адрес викарного
совета: г. Сочи, ул. Пластунская, д. 142), Ростовский и Западный.
К настоящему времени армянские
церковные общины зарегистрированы не менее чем в 10 городах
Краснодарского края, но действующий храм на территории края сохранился
только в Армавире. Поэтому в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, и Адлере
активно ведется строительство новых церковных зданий.
В Ставропольском крае армянские
церковные общины существуют в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске,
Буденновске, Едессии: практически во всех этих городах имеются,
строятся или восстанавливаются здания храмов. Из республик Северного
Кавказа армянские церковные общины действуют в Северной Осетии и
Адыгее. Воссоздание северокавказских армянских храмов осуществляется
при активной поддержке Русской Православной Церкви.
Ростовский викариат Армянской
Апостольской Церкви объединяет общины Ростова-на-Дону, Астрахани,
Волгограда, Саратова, которые в большинстве своем тоже не имеют храмов.
Так, из 7 армянских церквей Ростова-на-Дону сохранились только одна
кладбищенская церковь и здание монастырского храма Сурб Хач, в котором
размещается Музей русско-армянской дружбы, где в настоящее время
проводятся праздничные богослужения.
Большую ценность для Армянской
Апостольской Церкви представляют храмы в армянских селах Шаумянского
района Ростовской области, построенные еще в шестидесятых годах XIX
века. Из них только один храм сохранился в хорошем состоянии, а все
остальные нуждаются в серьезных ремонтно-восстановительных работах.
Западный викариат Армянской
Апостольской Церкви включает в себя церковные общины Москвы и
Санкт-Петербурга. К настоящему времени петербургские армянские храмы
уже возвращены Церкви. В Москве два из трех армянских храмов были
уничтожены в советский период, и единственным действующий храмом
является храм Святого Воскресения на Армянском кладбище в Ваганьково
(тел.: 255-50-19).
Ввиду значительного роста армянского
населения России возникает необходимость в строительстве армянских
храмов даже в тех регионах Российской Федерации, где их ранее никогда
не было.
Строительство армянских храмов
ведется в ряде городов Сибири (Омске, Томске, Красноярске). Вследствие
этого в недалеком будущем вполне возможно создание новых викариатов в
составе Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской Апостольской
Церкви.
-
Список глав Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви
-
Архиепископ Степанос Галатаци (1717)
-
Епископ Овсеп Аргунтинский (1773-1800)
-
Епископ Ефрем (1800-1805)
-
Архиепископ Григог Закарян ( 1812-1827)
-
Архиепископ Нерсес Аштаракеци ( 1830-1843)
-
Епископ Габриэль Айвазян ( 1857-1866)
-
Архиепископ Нерсес Худовердян ( 1898-1918 )
-
Архиепископ Паргев Геворгян ( 1966-1975)
-
Архиепископ Тиран Кюрегян ( 1975-2000)
-
Епископ Езрас Нерсисян (2000)
Епископ Езрас, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви.
Епископ Езрас (в миру - Мкртич
Григорьевич Нерсисян) родился 30 октября 1959 г. в селе Воскехат
Эчмиадзинского района Армянской ССР.
В 1978-1980 гг. служил в Советской армии.
С
1980 по 1984 годы учился в Эчмиадзинской духовной академии, в 1983 г.
был рукоположен во диаконы. В 1984-1986 гг. преподавал в Эчмиадзинской
духовной академии. В 1985 г. был рукоположен в иеромонахи. В 1986-1988
гг. учился в аспирантуре Ленинградской духовной академии Русской
православной церкви.
В 1988-2000 гг. –
настоятель храмов Св.Екатерины и Св.Воскресения Армянской апостольской
церкви в Санкт-Петербурге. С 1994 г. – викарий северо-запада России и
стран Балтии.
В 2000 г. назначен
исполняющим обязанности главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии
Армянской церкви. В феврале 2001 г. рукоположен в сан архимандрита, в
апреле назначен главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии, и в
сентябре рукоположен в сан епископа.
С 2002 г. является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.
Источник: http://www.hayinfo.ru/ |